Словакия. Высокие Татры и горнолыжный курорт «Татранска Ломница»

Музыка: * Warpaint — Billie Holiday * Café del Mar Chillwave 2 * Fever Ray ‘Keep The Streets Empty For Me’

Поехал я кататься на лыжах. И чтобы полностью сменить обстановку, поехал я с горнолыжной школой Anton Ski School.

А чтобы сменить не только активность, но и место, то решил поехать куда-то за границу. Исходя из расписания получилась наиболее удобно поехать в Словакию, Высокие Татры.

01. Сказочный вид на камне возле Ломницкого седла

Дорога

Из Киева до Ужгорода на поезде. Из Ужгорода в Киев — тоже.

А из Ужгорода в Высокие Татры уже ждал нас всех транспорт с водителями и инструкторами.

Границу из Украины в Словакию пересекали часа три. А назад проехали за полчаса.

Особо не проверяли ничего. Говорят, что лыжников уже распознают и особо не трогают.

Первый раз я еду в Европу по безвизу — удобно.

02. Выезд с Киевского центрального железнодорожного вокзала. На поездах не ездил лет 5, даже интересно было … если бы еще никто не храпел ночью, вообще отлично было бы…

03. Прибытие на Ужгородский железнодорожный вокзал. Первый раз я в Ужгороде. Приграничный город. На обратном пути проезжали рядом с каким-то КГБ-шным подземным ходом между Украиной и Словакией. Говорят, что только несколько лет назад прикрыли эту контрабандную лавочку

04. Пересечение Украино-Словацкой границы

05. Виды Словакии из окна микроавтобуса на обратном пути

Катание

Здесь особо углубляться в детали не буду, поскольку это отдельная тема, ездили с Anton Ski School. Катались с утра и до закрытия подъемников с инструкторами.

Единственный минус, что после каталки так устаешь, что сложно себя поднять, чтобы выбраться куда-то, посмотреть Словакию.

06. Мои суровые лыжи

07.

08.

09. Когда сильный ветер, маскируюсь

10.

11. Между елочек в пухляке

12. Все в сборе

13. В пухляке между елочек

14. Если не слушать инструктора…

Природа в Высоких Татрах

Как это часто бывает, природа хорошая там, куда не полностью добралась цивилизация. Так что либо цивилизация с ее развитой инфраструктурой, либо природа.
В Высоких Татрах предпочтение отдано природе — свежий воздух, много лесов, и красивейшие горы.

15.

27.

28.

Немного мистики

31 января был самым «веселым» днем. Как раз в день лунного затмения — я так скоро суеверным стану….

Вначале дня в меня сзади въехало дите — мать решила поорать, лишь бы поорать — словаки вообще не особо гостеприимны. Не один я этому удивился, наблюдаются за ними странности — об этом ниже.

На чёрной трассе наполовину покрытой льдом практиковали повороты с палками — одну палку я погнул видимо на подъемнике. Потом у меня отстегнулась лыжа во время очередного поворота. Я проехался метров десять на заднице и сбил девушку, благо она остановилась быстро. А я дальше еще метров тридцать на заднице проехал. Выставил оставшуюся лыжу вперед, пытался ею затормозить — тоже отстегнулась. Еще через метров тридцать езды на заднице передо мной, как супермен, вылетел инструктор и остановил меня. После этого подкрутили на лыжах крепления на бОльшую нагрузку.

Еще сбоку от трассы недалеко от нас фрирайдер на борде получил травму — первый и последний раз за всю поездку я увидел медицинский вертолет.

29. Медицинский вертолет. В конце видео можно рассмотреть небольшие точки — это упавший сноубордист и люди рядом с ним, включая спасателя. Позже с вертолета спустили к сноубордисту человека — видимо врач. Еще позже врача подняли со сноубордом, а спасатели, видимо, транспортировали пострадавшего. Это часть фрирайдного спуска по соседству с черной трассой. С него периодически падают те, кто хочет испытать свои силы. На следующий день там упал лыжник и прокувыркался почти весь спуск. Что с ним случилось, история умалчивает

Словаки, гостеприимство, менталитет, кухня

Еще не добравшись до пункта назначения, мы заехали в ресторан Saris Park продегустировать популярное в Словакии блюдо — колено вепря. Но на всех не хватило — фирменное блюдо и на всех не хватило! Т.е. мы заказали на всех три штуки, а было в наличии только два колена. Далее смотрели три меню на разных языках: на словацком, английском и русском — блюда разные в них, оказалось не просто перевод, но и разное содержимое. Официантка не знает английского языка — оказалось, это типичное явление в Словакии. При заказе записывала кто что заказывал, а потом приносила блюда и спрашивала, что кому — записывать то тогда зачем??? «Впихнула» какой-то сыр одному из наших, доказывая, что его заказывали. Словацкий язык похож на украинский, поэтому как то еще получалось изъясняться — это и в последствии помогало общаться. Я сделал заказ, немного нетипичный. И только позже понял, что из-за этого официантка навязчиво спрашивала «обьеднаты?» — что и с чем, я сразу так и не понял, подумал, будет видно, когда принесет заказ. Блюда, правда, вкусные были. Я было подумал, что мы просто в странное место попали, но оказалось нет — это обычное явление.

Обычно я в Европе общаюсь более мягко, чем в Украине. Но только к концу поездки понял, что со словаками нужно общаться, как в Украине, и тогда они резко начали меня лучше понимать.

Позже мы посетили колыбу. Очень похожа на ту, которую когда-то посетил в Буковели. Правда баноша я здесь не нашел — до сих пор помню, какой он вкусный. Когда я делал заказ, то мужчина-официант мне объяснил, что вареники не надо с салатом заказывать. Я не сильно вникал, но подумал, что салат просто уже идет с варениками и подается сразу как часть блюда. Но когда принесли вареники, то салата с ними не оказалось. Оказалось, что мужчина мне объяснял, что нельзя есть вареники с салатом, потому что в варениках есть сметана и ее нельзя мешать с овощами. После этого мы посмеялись и решили мужчине не говорить, что в Украине такие салаты сразу сметаной заправляют.

Когда выходили какие-то гости, музыканты выстроились на улице и провожали их, пожимая руки. Видимо, гости оставили музыкантам щедрые чаевые. Многие песни были из украинского народного репертуара.

30. В колыбе. В целом я предпочитаю более современные заведения. Но один раз можно и зайти. Иногда мы так погружаемся в прошлое, что забываем про будущее

В центре города, хотя, скорее, городка, Татранска Ломница заходили в ресторан «Стара мама» — приличное заведение. И мне, к моему удивлению, никто не рассказывал, что с чем нельзя есть, а только вежливо предлагали, не забыл ли я что-то заказать.

31. Ресторан «Стара мама» в Татранской Ломнице

32. Ресторан «Стара мама» в Татранской Ломнице. Я первый раз попробовал бычьи яйца

В Словакии пользуется популярностью татранский чай, который совсем не чай, а напиток крепостью 52%

33. Я продегустировал татранский чай сразу после окончания «каталки» в Apres Ski Bar

Мы жили в отеле Chata Felicia. Вроде бы все хорошо, и с владельцем договорились, чтобы завозил на лыжный курорт, и английский знает, и вроде бы адекватный человек…. Но и тут вылазит словацкое «гостеприимство» в мелочах. Про такие мелочи, как лампочка в туалете, которая зажигается через 20 секунд после ее включения, я промолчу. Опишу только самое яркое — это интернет, который там, мягко говоря, никакой… Оказывается, владельца уже просили о том, чтобы он поставил новый более мощный роутер, это же не дорого. И его просили об этом не просто «одноразовые» туристы, а люди, которые завозят туда группы уже не первый год. Но владелец отеля непреклонен — говорит, что здесь нужно общаться и гулять на природе, а не сидеть в интернете!

По соседству с нашим отелем находится отель Hills. Приятный оздоровительный центр там: с сауной, бассейнами, джакузи, комната отдыха. Поскольку мы проживали рядом, то для нас были скидки — проблески бизнес-подхода, которых я не особо замечал ранее.

34. Оздоровительный центр в отеле Hills

35. Оздоровительный центр в отеле Hills

36. Оздоровительный центр в отеле Hills

Но и тут не обошло нас стороной «словацкое гостеприимство»! После сауны мы пошли в ресторан в том же отеле. Сначала пришло 4 человека и заняли столик на столько же людей. Позже подошло еще 2 человека, ну и решили сесть с торца. Подозвали официанта, попросили его принести еще приборы на 2-х человек. На что официант ответил, что столики расчитаны на 4 человека и дополнительных приборов не принесет. Благо, у всех было приборов с избытком, поэтому решили вопрос «собственными силами». После этого мы долго решали, как чаевые оставить. Нас обслуживало 2 официанта, и один из них был довольно адекватен. Даже были мысли к чаевым приложить записку с надписью «лысенькому».

С такси нам повезло со второго раза. Первый раз позвонили в такси, там что-то невнятное ответили и положили трубку. На второй раз позвонили, пробовали говорить по английски. Но таксист увидел украинский номер и сказал «Я говорю по русски». Оказалось, что он учил русский еще при союзе — это его конкурентное преимущество. Он сам на себя работает, эдакий официально зарегистрированный «грач». Как раз сыпал снег, он говорит, что если засыпет, то достанет внедорожник. Стоимость проезда от отеля в «Старую маму» — 7 Евро.

Недалеко еще был городок Попрад — но тогда уже нужно было пожертвовать каталкой, чтобы его глянуть. Некоторые лыжники так и сделали. В нем рекомендовали посетить аквапарк AquaCity с горячими источниками. Но не получилось по времени.

В целом через несколько дней ко всем словацким «особенностям» привыкаешь, и становится даже интересно, что они на следующий раз выдадут) Так даже веселей))

В Татранской Ломнице также есть музей лыж, но мы в него не попали.

37. Татранская Ломница. ЖД-станция. Поездами можно добраться в Попрад

38. Татранская Ломница. Прилавки с сувенирами

39. Татранская Ломница. Супермаркет

В один из вечеров в часов 7 вечера мы заезжали в городок населением 17000 человек недалеко от гостиницы, но он в это время уже практически «мертвый».

Если есть желание и посмотреть Словакию, и на лыжах покататься, то стоит брать машину на прокат. Иначе не получится.

Ужгород

В Ужгороде я был первый раз. Поэтому интересно было по нему прогуляться.